Мария Арбенина: о большой мечте, «железном коне» и самостоятельном велотрипе

велопутешествие

Никогда не знаешь, какие знакомства в твоей жизни постепенно сойдут на нет, а какие останутся крепкими нитями,  незримо связывающие вас через время и пространство.

С Машей меня познакомила подруга еще во Владивостоке. Это было время, когда мы только вступали во взрослую жизнь, пробовали себя в разных сферах деятельности и жили одним днем.  Жизнь текла, кто-то остался на прежних позициях, другие шаг за шагом шли дальше.

И в один день, когда твоя жизнь позволяет оглядеться вокруг, ты понимаешь, что не всегда стоит идти за чужими историями успеха в Интернет, потому что они сплошь и рядом, в кругу твоих друзей, знакомых, соседей и однокурсников. И от этого они становятся такими близкими и реальными.  

Маша, расскажи, как возникла идея первого велопутешествия?

Была мечта увидеть своими глазами Норвегию. Страну, о которой я много читала в детстве в книжках. У меня был велосипед, скудный бюджет и абсолютное неумение путешествовать — это и стало основой моей первой заграничной поездки. А ещё была патологическая нелюбовь к планированию. Хотелось приехать в Норвегию и поехать куда глаза глядят на поиски чего-нибудь неведомого.

Да и в жизни тогда наступил момент, когда всё старое уже ушло в архив, а новое не начиналось. Ничего меня нигде не держало. Лучшее состояние, чтобы отправиться в дорогу.

В общем, хотелось больших приключений. Хотелось, чтобы все новое вокруг, никаких привычных сценариев, готовых решений и заранее выбранных дорог.

Велопушествие — это дешево и бестолково. То, что нужно.

велопутешествие

IMG_5528

Способ оправдал мои самые смелые ожидания. Сейчас мне, если честно, тяжело представить, что можно делать в другой стране без велосипеда. Один раз между двумя велотрипами я летала без велика в Барселону. Но каждый день брала в прокате старый раздолбанный велосипед и ездила произвольными маршрутами. Как можно увидеть город без велосипеда? Я не вижу в статике, только в динамике. Тогда появляется ощущение, будто я проникаю через толстый слой иллюзорного и чувствую город иначе. Хотя и это, наверняка, тоже иллюзия. Но для меня она самая приятная.

Почему основным видом транспорта ты выбрала велосипед? В чем плюсы и минусы путешествия на велосипеде?

Велосипед — доступный и дешевый вид транспорта. Он не ест бензин, достаточно медленный, чтобы иметь возможность в любой момент остановиться там, где понравилось и ведёт маршрутами вдали от основных транспортных артерий, которые призваны быстрее доставить из пункта А в пункт Б. Такой маршрут более интересный.

Это доступный любому человеку способ передвижения в пространстве. Причем передвижения осознанного. Ты успеваешь не только насладиться пейзажами и сладким чувством беспризорности, но и пообщаться с аборигенами или случайно заехать в такие места, где никогда бы в жизни не оказался, не заведи тебя туда велодорожка.

По-моему, это идеальный способ путешествовать для тех, кто не любит знать, что ждёт его впереди и куда приведет его дорога. Для раздолбаев вроде меня.

Основной минус, пожалуй, — подвластность погодным условиям. Приходится крутить педали в дождь, холод и жару. Нужно или возить с собой гору котелков, палаток и горелок, чтобы быть автономным и не зависеть от наличия цивилизации рядом или иметь достаточно денег, чтобы путешествовать налегке, останавливаться каждую ночь в мотелях, или быть коммуникабельным человеком и находить всюду вписки на пути.

путешествие в норвегию

палатка
мария арбенинаТо есть велопутешествие так или иначе сопряжено с рядом неудобств. Но для кого-то это критичные неудобства, а для кого-то — сущие мелочи. Не всем это подходит. Сложно уложиться в график двухнедельного отпуска, если перед тобой огромная карта и куча всего интересного. Сложно четко прокладывать маршрут и поддерживать дисциплину, крутить педали даже если устал, надоело, промок, замерз.

Поэтому этот способ подходит людям неприхотливым и в обычной жизни, в привычном быту. Мне вот категорически все равно спать в палатке, дешевом хостеле и в гостях на полу. Но даже меня в долгом путешествии начинает раздражать ежедневная процедура поставить-убрать палатку, например. Каждый день разбирать и собирать обратно походный шмурдяк на протяжении полутора месяцев — рутина та ещё.

велопутешествие

Но все эти мелочи быта велопутешествия бледнеют (а то и вспоминаются потом с улыбкой) на фоне того потока впечатлений , которые получаешь в пути. Самое ценное для меня в этом — ощущение беспризорности, чувства дороги и движения вперёд.

Как ты выбираешь страны для путешествий?

У всех есть какие-то места, куда их тянет больше. Меня всегда больше всего тянуло на север, в Скандинавию. Мне нравится тамошняя размеренная жизнь, устройство быта, какой-то гипертрофированный минимализм и порядок, нордический характер, даже, простите, пофигизм. Там я ощущаю себя как дома, серьезно. В Норвегии чувствую себя как дома, словно вышла погулять во двор, в котором выросла и всю жизнь живу. За этим и другими подобными ощущениями каждого конкретного места я и еду.

В Европу я ехала как в некоторую в своём роде тренировку. Мне захотелось узнать, как долго и далеко могу крутить педали. В Европе достаточно безопасно, а это важный фактор для меня. Я не тяготею к опасностям и экстриму, меня не привлекают лишения, предпочитаю ровные велодорожки глухому бездорожью вдали от цивилизации.

Поэтому Европа мне представлялась такой длинной-длинной велодорожкой вдоль кукурузных полей, где можно днями и ночами крутить педали, без того, чтобы быть съеденной медведем, например. А вообще я люблю север и горы. Те, на которые можно заехать на велике. Теми, на которые можно забраться только ногами и руками, я восхищаюсь издалека. Северные дикие пейзажи люблю. Полярный день. В один из следующих велотрипов поеду обязательно в Новую Зеландию и Исландию.

норвегия пляж

пляжи норвегии

велопутешествие норвегия

Красиво, дико, но безопасно — в такие страны хочется попасть больше всего. То есть, меня вроде как манят суровые природные красоты, но при этом я тот ещё трус и не хочу подвергать опасности своё здоровье или жизнь. Не первооткрыватель-полярник, короче. Есть задумка основательно покататься по США. У меня уже достаточно велосипедного и иного опыта для этого. Но внутренне я ещё не готова.

На что стоит обращать внимание при составлении маршрута?

На свои желания. Куда хочется ехать, туда и едешь. Конечно, есть специальные опции для велосипедистов — карты велодорожек, лучшие европейские веломаршруты (гуглить EuroVelo). Все это при необходимости находится и используется. Ещё надо четко понимать свои задачи. Надо быстрее и максимально спортивно? Значит брать меньше шмурдяка, закладывать по 100-150-200 км в день и ехать вперёд в любую погоду, ночевать в отелях и хостелах, надолго нигде не задерживаться. Хочется познавательно и размеренно, чтобы и города было время осматривать и побездельничать, если вдруг надоело крутить педали? Тогда по 50-80 км, день выделять на осмотр крупных городов, выбрать более реалистичный маршрут, скачать карту кемпингов.

Главное всегда оставлять место внезапностям.

дороги для велосипедистов

Сколько времени уходит на подготовку?

Я могу собраться в дорогу на три месяца за два дня. Смотря, что считать подготовкой. И без чего тебе сложно будет обойтись в пути. Мне, например, нужен только велосипед, насос, запасная камера и карточка с деньгами. Если речь идёт о грузовом велотуризме на дальние расстояния — то пару дней понадобится на сбор (палатки, спальники, коврики, одежду, инструменты, девайсы, гигиенические средства) и еще несколько на организацию.

Тут нет каких-то конкретных сроков. Норвегию я задумала за полгода до старта. Но вещи собрала в ночь перед выездом. В Европу мы с напарником собирались утром за завтраком. Маршрут я прокладываю на глаз за 10 минут. В дороге он все равно корректируется. Если совсем ничего нет из походно-бытового, и велосипед к длительной поездке не готов — недельку побегать по магазинам и сервисам придется. Предполагается, конечно, что процесс подготовки не включает процесс добывания денег на такое путешествие.

Тебе больше нравится путешествовать одной или в компании?

Это совсем разные вещи. Я написала об этом подробно на сайте, как раз по итогу путешествия с напарником в Европу. Одной — это волшебно, особенное переживание своей отдельности и открытости миру. В компании — весело, медленно и сложно. Находиться с кем-то 24 часа в сутки на протяжении недель — задача нетривиальная. Даже если вы находили легко общий язык «в мирное время», в дороге все равно наружу вылезет куча всего, с чем придется считаться. Поэтому меня удивляли люди, которые виртуально просились со мной в дорогу, прочитав про норвежский велотрип. В своём большом приключении я бы хотела видеть только близкого человека, с которым не просто можно, а хочется делить впечатления.

IMG_8371

IMG_8434Не могу сказать, как нравится больше. Сперва хочется пройти через эту отдельность, взять всё самое лучшее от одиночества. Со временем приходит желание видеть рядом в пути кого-то такого же, как ты. Партнёра, напарника по приключениям. Чтобы было с кем посмеяться и подуться на дождь.

Для тебя быть в пути — это состояние души или допинг для разбавления повседневности?

Я не знаю, что это для меня. Для меня стало так же естественно ездить на велосипеде, как спать или есть, двигать руками и ногами, думать головой. То есть я просто делаю то, что обычно. Но всё время одними маршрутами ездить скучно. «Приходится» уезжать кататься далеко. Вот и катаюсь.

Не могу сказать, что я прям упоротый путешественник, из тех, что годами нигде не оседают.

Велотрипы, как длинные на месяц и дольше, так и короткие вылазки на выходные, — уже стали частью моей жизни. Каждый раз это как глоток свежего воздуха. А длинные «заезды», как правило, полностью меняют жизнь, окружение, города проживания по итогу. Это всегда сильный толчок к переменам. Это как открывать себя заново раз за разом.

IMG_8416-1024x682

Как часто ты ездишь на велосипеде, когда ты дома?

Проще перечислить дни в этом году, когда я не ездила на велосипеде. А так вел сейчас — это мой транспорт. На работу, в магазин за сосисками, просто размяться. С начала года проехала больше 3000 км по Питеру и окрестностям. У меня уже другое отношение к этому. Это не хобби какое-то, «фишка» или особый интерес. Это естественная часть жизни, как ходьба.

IMG_9129

 Поделись своими планами на будущее.

У меня с планированием особые отношения. Планирование — бессмысленная трата времени. Проще, интересней, эффективней — ставить перед собой цели и смотреть, куда они приведут. У меня есть цели: найти баланс внутри, свой дом и точку приложения себя. И если эти цели сейчас заставляют меня двигаться, не быть статичной, не врастать корнями, то это хорошо. Если эти же цели приведут меня в состояние покоя, заставят где-то осесть и остепениться — окей, это тоже хорошо.

Если же говорить о планах на передвижения по миру, то и тут нет никакой конкретики. У меня было одно действительное, яркое и настоящее желание увидеть Норвегию. Прокатиться по Европе, даже слетать покататься на другой континент — чистая блажь из серии «а что если?». Интересно, будоражит, но не похоже на мечту, которой стоит посвятить всего себя.

Настоящее большое приключение должно созреть внутри. Вот когда остается только желание и страх, значит пора ехать. Если что-то останавливает, значит ещё рано.

В планах снова почувствовать это. Когда ничего не остается, кроме желания и страха. А будет ли это Исландия, Америка, Испания или Новая Зеландия — не столь важно. Везде хорошо и интересно.

IMG_8774kkkk

IMG_9082

IMG_9138

Твое напутствие тем, кто не решается воплотить свою мечту в жизнь?

Я соглашусь с мнением, что мечты многих людей можно осуществить до конца недели, а они из этого делают мечту всей жизни. Если желание сильно, то человек рано или поздно осуществит задуманное. Если не решится — не очень-то и хотелось.

В конце концов, всё это — вопрос приоритетов и денег. Причем второго — в меньшей степени.

Если мы говорим об обновлении жизни в разрезе исполнения мечты, то тут важно понимать, что любые внешние изменения начинаются с изменений внутренних. Это работает и в обратную сторону. Но первый шаг человек всегда делает изнутри. В тот момент, когда находит в себе смелость идти вперёд вопреки страху.

 Глядя на эти фотографии и читая заметки трудно представить, что когда-то мы сидели на лавочке в сквере и болтали о казалось бы важных пустяках без четких целей на жизнь. История норвежского путешествия согревала меня в холодные вечера на Сахалине, я смотрела на фотографии фьордов и понимала, что и мне пора придумывать новую мечту и идти ей навстречу.  Каждая такая история добавляет пятак в копилку моего Вдохновения.

Еще больше историй и чудесных фотографий у Маши на сайте.

 

 













Обсудить в Facebook

Обсудить Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 7 =

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.